Новости

Международный кинофестиваль «Литература и кино» объявляет конкурсную программу 2022 года

Рекордное количество заявок было подано в этом году на участие в фестивале. В итоге обора в конкурсную программу вошли 35 фильмов из России, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, Армении, Израиля. Среди работ картины как профессиональных авторов и крупных студий, так и дебютантов.

Категория: полнометражные игровые

  • «Акын». Режиссер Дарежан Омирбаев, Казахстан, 2021, 105 мин.
  • «Велга». Режиссер Анастасия Нечаева, Россия, 2022, 94 мин.
  • «Детство Чика». Режиссер Аслан Галазов, Россия, 2020, 88 мин.
  • «Дорога в Эдем». Режиссеры: Бакыт Мукул, Дастан Жапар уулу. Кыргызстан, 2021, 106 мин.
  • «Зулали». Режиссер Айк Ордян, Армения, 2021, 90 мин.
  • «Мукагали». Режиссер Булат Калымбетов, Казахстан, 2021, 109 мин.
  • «Шамбала». Режиссер Артыклай Суюндуков, Кыргызстан, 2020, 98 мин.

Категория: полнометражные документальные

  • «Миры Майи». Режиссер Марина Чувайлова, Россия, 2021, 109 мин.
  • «Монета страны Малави». Режиссер Алексей Федорченко, Россия, 2022, 60 мин.
  • «Сара Погреб. Я домолчалась до стихов». Режиссеры Станислав Митин, Элла Митина, Израиль, 2022, 63 мин.
  • «Сергей Есин». Режиссер Павел Косов, 2021, 65 мин.

Категория: короткометражные анимационные

  • «Апельсин». Режиссер Мария Якушина, Россия, 2022, 3 мин.
  • «Белая змея». Режиссер Полина Федорова, Россия, 2020, 6 мин.
  • «Валенки Бажова». Режиссер Сергей Айнутдинов. Россия, 2020, 7 мин.
  • «Волшебная книга». Режиссер Татьяна Кублицкая, Беларусь, 2021, 13 мин.
  • «Зимний вечер». Режиссер Полина Федорова, Россия, 2022, 5 мин.
  • «Квартира тиха как бумага». Режиссер Екатерина Алдашина-Филиппова, 2021, 2 мин.
  • «На море». Режиссер Анна Догаева, 2021, 8 мин.
  • «Начало света». Режиссер Анастасия Мелихова, 2020, 6 мин.
  • «Пушкинские дни». Режиссер Юрия Михайлина, Россия, 2021, 21 мин.
  • «Слепые». Режиссер Анастасия Верейкина, Россия, 2021, 6 мин.
  • «Снег идет». Режиссер Нина Бисярина, Россия, 2022, 2 мин.
  • «Сон в зимнюю ночь». Режиссер Елена Петкевич, Беларусь, 2022, 26 мин.
  • «Тучкины штучки», Режиссер Елизавета Скворцова, Россия, 2021, 2 мин.

Категория: короткометражные документальные

  • «Билет на войну». Режиссер Юлия Клименко, Россия, 2021, 45 мин.
  • «Поэзия рождения валенок». Режиссер Вадим Шолохов, Россия, 2021, 28 мин.
  • «Путешествие Славы за солнцем». Режиссер Анна Коротаева, Россия, 2021, 25 мин.
  • «Трамвай идет на фронт». Режиссер Андрей Егоров, Россия, 2021, 44 мин.
  • «Я, че Гевара. История, рассказанная от первого лица». Режиссер Вячеслав Красько, Россия, 2021, 40 мин.

Категория: короткометражные игровые

  • «В профиль и анфас». Режиссер Ксения Фролова. Россия, 2022, 23 мин.
  • «Жизнь Ивана Ильича». Режиссер Сергей Хвостовцев, Россия 2022, 10 мин.
  • «Младший брат ангелов». Режиссер Умед Мирзоширинов, Таджикистан, 2021, 26 мин.
  • «Старая песня». Режиссер Елена Чач, Россия, 2021, 20 мин.
  • «Шурочка». Режиссер Тася Лапшина. Россия, 2021, 7 мин.
  • «Я всегда теряю перчатки». Режиссер Наталия Белова, Россия, 2021, 6 мин.

Перед показами фильмы представят сами режиссеры картин, по окончании состоятся сессии обсуждений работ с авторами.

В этом году кинофестиваль проводит единый конкурс фильмов: лучшие полнометражные и короткометражные фильмы отберет одно жюри, в состав которого вошли профессиональные деятели кино и литературы. Состав жюри будет объявлен позднее.

Жюри определит лучшие фильмы в следующих номинациях:

  • Гран-при «Гранатовый браслет»*,
  • Приз за лучший полнометражный игровой,
  • Приз за лучший полнометражный неигровой фильм,
  • Приз за лучший сценарий,
  • Приз за лучшую мужскую роль,
  • Приз за лучшую женскую роль,
  • Приз им. Андрея Петрова за лучшую музыку к фильму,
  • Приз им. Андрея Москвина за лучшую операторскую работу,
  • Приз за лучший короткометражный художественный фильм,
  • Приз за лучший короткометражный анимационный фильм.

* в случае, если жюри вручает гран-при, приз в номинации, к которой относилась получившая гран-при картина, не вручается. Например, если Гран-при присуждается полнометражному игровому фильму, приз за «Лучший полнометражный игровой фильм» не вручается.

По традиции, кинематографистов ждут и специальные призы:

  • Приз попечительского совета им. Генриэты Ягибековой, основательницы и первого директора фестиваля,
  • Приз губернатора Ленинградской области,
  • Диплом читательского жюри.

Показы фильмов конкурсной программы пройдут с 15 по 19 сентября 2022 года в кинотеатре «Победа» (г. Гатчина, проспект 25 Октября, дом 5).

По доброй традиции фестиваля, вход на показы будет свободным для зрителей – с условием соблюдения действующих на момент проведения мероприятий всех санитарных норм и правил.

24.08.2022

«Общага» - история грехопадения

Одним из самых обсуждаемых фильмов кинофестиваля «Литература и кино» стал фильм «Общага» Романа Васьянова по роману Алексея Иванова «Общага на крови».
В свердловском студенческом общежитии обитают пятеро: деятельный и спортивный, пусть и разгильдяй, Игорь (Илья Маланин), поэт-алкоголик Ваня (Никита Ефремов), притягательная и самодостаточная Нелли (Ирина Старшенбаум), наивная Света (Марина Васильева), влюблённая в Ваню, и Забела (Геннадий Вырыпаев) - самый младший, явно положительный мальчик, ботаник, попавший в плохую или весёлую компанию. Это уж как посмотреть.
Однажды после бурной совместной вечеринки Забела идёт по коридору и видит, как неизвестной ему девочки домогается пьяный завхоз Ренат (Александр Кудренко), муж комендантши Ботовой (Юлия Ауг). Утром девочка спрыгивает с крыши здания, ключи от которой были только у Игоря с Забелой. Разумеется, насмерть. Тогда Ботова, желая выгородить своего ненавистного супруга, обвиняет этих друзей - и выселяет их с перспективой отчисления. Что для несчастных равняется поломанной карьере, ведь на работу можно устроиться только по распределению из университета.
Фильм - это режиссёрский дебют оператора Романа Васьянова - с каждой минутой всё больше напоминает мрачную русскую классику, где тот, кто ещё не умер физически, однако, мёртв уже давно внутри.  В общаге поэт Ваня расписывает стены и двери своими стихами, Игорь соблазняет девушек рассказами про звёзды, Света и Нелли упиваются собственной красотой, а одиночка Забела просто рад попасть в компанию разбитных и раскомплексованных товарищей.
В первоисточнике Иванова общага была пространством метафизическим. В адаптации Васьянова, как минимум, обозначается год - 1984. 
Комендантша, узнав, что показания Забелы могут отправить её мужа за решётку, решает надавить на студентов. Сначала предложит робкому пареньку-свидетелю сдать друзей и тем самым сохранить место в общаге, но, когда он отказывается, она идёт на крайние меры - выселяет компанию товарищей. Они будут вынуждены прятаться по комнатам друзей и знакомых и жить как нелегалы.
Васьянову интереснее вневременная история грехопадения - морального разложения людей, которые хотели жить не как предки, но были обречены. Пессимистичный финал даже самому терпеливому зрителю нанесёт удар, словно обухом по голове: у Васьянова и его коллег зло настолько примитивно и естественно, что хочется встать и уйти. Ведь кроется оно в самых наших низменных и глубоко запрятанных пороках.
При всём том, что «Общага» - не совсем «чернуха», а что-то более сложное и объёмное.
Андрей КНЯЗЕВ, г. Москва «Мир новостей»
На фото: Актёр Александр Кудренко  получает  Гран-при XXVII Международного  кинофестиваля «Литература и кино» за фильм «Общага» Романа Васьянова

21.10.2021

Журналисты смотрят и рекомендуют

«Литература и кино» стал первым кинофестивалем, который учредил призовую номинацию для журналистов, пишущих о кино.
- Кинофестиваль, это, прежде всего, кино. Мы хотим, чтобы журналисты, которые работают на  фестивале,  уделяли больше внимания кинопросмотрам,- говорит Директор кинофестиваля «Литература и кино» Руслан Тихомиров. – Пресс-секретарь кинофестиваля  Алёна Рыбакова предложила, для привлечения внимания к кинопоказам, объявить конкурс  среди журналистов на лучший материал о фильмах кинофестиваля. Мне эта идея понравилась.
Дирекция  кинофестиваля разработала  и утвердила положение конкурса «Кадр в разрезе», для журналистов пишущих о кино.
Конкурс отвечает современным запросам оперативности, он проходит, что называется, здесь и сейчас. Журналисты смотрят фильмы во время кинопоказов на фестивале, пишут материалы и публикуют их «в любом общественном пространстве - от традиционных СМИ до личных блогов, аккаунтов и страниц в социальных сетях».
Оценивает работы журналистов один из ведущих кинокритиков России. В этом году лучшую работу определял Сергей Шолохов - телеведущий, киновед, академик киноакадемии «Ника», обладатель премии «Золотое перо» в номинации «Журналист года».
Но имя единственного члена жюри  журналистского конкурса не было известно конкурсантам до момента вручения Премии. В свою очередь, Сергей Леонидович получал  от пресс-службы безымянные тексты, помеченные цифровым кодом. Такая форма оценки позволила оперативно и без предвзятости определить победителя.
- Прекрасная идея - отмечать во время кинофестиваля не только тех, кто делает кино, но и тех, кто он нём пишет. Мне кажется, что это первый случай в кинофестивальном движении, - сказал Сергей Шолохов. - У кинофестивалей есть хорошая традиция - присваивать премиям имена людей, которые достигли особых успехов на данном поприще. Я думаю, будет правильно, если такая уникальная премия получит имя Майи Туровской.
«Майя Иосифовна - театровед и кинокритик, историк кино, сценарист, культуролог. Доктор искусствоведения. Лауреат премии «Ника» 2007 года в номинации «За вклад в кинематографические науки, критику». Она прожила долгую жизнь, умерла в 2019-м,  ей было 94 года. Её авторитет в области кинокритики непререкаем.  Многие пришли в профессию, в том числе и я, благодаря работам Майи Туровской»,- обосновал своё предложение Сергей Шолохов. 
Журналисты дали рецензии на следующие фильмы: «Возвращение» Джессики Палю, «Кто Чехова читал?» Евгения Гордюхина и Александра Кудренко, «Москвы не бывает» Дмитрия Фёдорова, «Общага» Романа Васьянова, «Последняя «Милая Болгария» Алексея Федорченко, «Про Лёлю и Миньку» Анны Чернаковой, «#С_училища» Анны Саянной, «Эсав» Павла Лунгина, «Мой Набоков» Владимира Самородова и Марины Труш, «Чернильное море» Ивана Соснина, «Вести с того света» Валентины Бек, «Достоевский. Сибирская тетрадь» Владимира Головнёва, «Побратимы» Владимира Кузнецова, «Манифест мира» Анастасии Бар и «Солёный лёд» Бориса Дворкина.
Лучшей работой был признан материал Юлии Лысанюк «Мой Набоков»: великий выход в бессмертие».
- Мне было интересно читать материалы, не зная, какие авторы за ними стоят. Был приятно удивлён, познакомившись с победительницей. Ей оказалась журналистка районной газеты «Гатчинская правда». Юлия Лысанюк  написала прекрасный материал. Это настоящая качественная  журналистика.  Хороший анализ увиденного, наполненный личными эмоциями и впечатлениями. Браво, Юля! – поздравил победительницу Сергей Шолохов.
Фото: Арина ЧИНГАЕВА

10.10.2021

Международное будущее заложено сегодня

Закончившийся второго октября XXVII кинофестиваль «Литература и кино» был во многом неожиданным для тех, кто его хорошо знает. За долгие годы привыкнув к тому, что он - российский, было непросто называть его международным. Но наш «ЛиК» теперь, действительно, международный. В этом убедились даже самые завзятые скептики.
В конкурсных программах заявили несколько иностранных фильмов: «Угоняя лошадей» Ханса Петтера Муланда (Нарвегия, Швеция, Дания), «Туве» Зайды Бергрот (Финляндия, Швеция), «Возвращение» Джессики Палю (Франция), «Шинырау» Жанабека Жетируова (Казахстан), «Хлеб и соль» Арч-Аспета Шермазаняна (Армения).
Каждую из этих лент презентовали представители иностранных государств.
Самой высокопоставленной делегацией была норвежская. Для того, чтобы представить кинокартину «Угоняя лошадей» и разделить радость просмотра нового фильма с гостями фестиваля, Гатчину посетил Генеральный консул Королевства Норвегии в Санкт-Петербурге Ричард Нюгор Скарборо. 
Господин Генеральный консул поблагодарил Директора кинофестиваля «Литература и кино» Руслана Тихомирова за то, что норвежский кинематограф так широко представлен в рамках фестиваля. Кроме конкурсного фильма, в программу «Панорама» вошли четыре норвежские ленты. Среди которых - фильм «Виктория» по роману классика норвежской литературы Кнута Гамсуна. Ричард Скарборо выразил сожаление, что не сможет присутствовать на показе каждого из фильмов.
Показ киноленты «Угоняя лошадей» закончился поздно, но самые заинтересованные зрители остались, чтобы поговорить о фильме. В обсуждении с удовольствием приняли участие Ричард Нюгор Скарборо и Руслан Тихомиров.
Господин консул довольно хорошо говорит по-русски, поэтому беседа  не была отягощена трудностями перевода и складывалась непринуждённо. Рассуждали о традициях, о семейных ценностях, о литературе и русском языке. Консул оказался лёгким в общении и очень обаятельным человеком. При этом, отцом четверых детей, что вызывало особую симпатию у собеседников.
Что касается достоинств фильма, то зрители особо отметили восхитительную природу, которая была великолепно снята и показана. В этом мнение зрителей и жюри фестиваля совпало. Приз имени Андрея Москвина за лучшую операторскую работу присудили Расмусу Видебеку (Дания), оператору фильма «Угоняя лошадей».
И ещё два приза достались иностранным работам. Приз имени Андрея Петрова за лучшую музыку к фильму получил Матти Бюе (Швеция), композитор фильма «Туве». Композитор и член жюри Александр Журбин, оглашая итоги, посетовал, что в российском кинематографе с музыкой дела обстоят не очень хорошо. Как правило, в качестве сопровождения берут музыку каких-нибудь классиков, которым не нужно платить. При этом музыка не становится неотъемлемой частью фильма, а живёт своей отдельной жизнью.
В фильме «Туве», по мнению жюри, была сыграна и лучшая женская роль.  Лучшей актрисой признали Алму Пёюсти. Правда, Алма разделила эту награду с российской актрисой Анастасией Куимовой из фильма «#С_училища» Анны Саянной.
Продолжая тему зарубежных фильмов, несколько слов нужно сказать о том, как были приняты зрителями картины из ближнего зарубежья - Армении и Казахстана.
В конкурсе короткого метра был фильм «Хлеб и соль» Арча Шермазаняна. Его показали во второй день фестиваля, единым блоком с ещё несколькими картинами, но аплодисментами зрители наградили только армянскую короткометражку. Зрители попросили режиссёра рассказать о своём фильме и ответить на вопросы. Общение «талантов и поклонников» - хорошая фестивальная традиция.
Фильм из Казахстана «Шинырау» («Глубокий колодец») представлял режиссёр Жанабек Жетируов. Очень известный в своей стране режиссёр-документалист, начавший снимать художественное кино не так давно. По мнению искусствоведа Татьяны Ратобыльской, детальность, с которой проработана историческая канва фильма, говорит о том, что автор ценит историческую правду, но при этом умеет обобщать и доводить повествование до притчевых высот. «Для меня это - фильм-притча, фильм-былина», - резюмировала искусствовед.
У любителей кинематографа картина «Шинырау» вызвала интерес не только с точки зрения кино, как такового - сюжет, сценарий, герои, но и с точки зрения истории и культуры Казахстана. Зрители, пришедшие после показа на встречу с режиссёром, задавали много вопросов именно об этом: традиции, культура, музыка, экология. Общение очень быстро перешло из формата вопрос-ответ в формат обмена мнениями и воспоминаниями.
Несмотря  на зрительский интерес, эти фильмы остались без наград. Как впрочем, без наград осталась и французская киноистория «Возвращение». Зато этот фильм был хорошо принят и понят молодёжной аудиторией фестиваля.
Директор кинофестиваля «Литература и кино» Руслан Тихомиров убеждён, что фестиваль ждёт интересное международное будущее: «Мы достигли и подписали несколько соглашений о сотрудничестве с иностранными коллегами. Уверен, что недалеко то время, когда мы будем обмениваться фильмами и делегациями по всему миру».

На фото: Директор кинофестиваля Руслан Тихомиров и генеральный  консул Норвегии Ричард  Скарборо

9.10.2021

XXVII Международный кинофестиваль «Литература и кино» подвёл итоги

2 октября в Гатчине закончился фестивальный  киномарафон, который продолжался 9 дней. В конкурсной программе участвовали 17 игровых и 7 неигровых полнометражных фильмов, двадцать одна короткометражная лента, из которых   8 игровые, 5 неигровые, 8 анимационные. Работали три состава жюри: основного конкурса фильмов; короткометражного конкурса фильмов; читательское жюри.
Первыми награды на церемонии закрытия получили две прекрасные дамы.
Режиссёру Алле Суриковой вручили Премию Губернатора за вклад в развитие отечественного кинематографа.
Ведущая церемонии закрытия актриса Олеся Судзиловская получила в подарок от главы администрации Гатчинского района Людмилы Нещадим гранатовый браслет. Этот приз традиционно вручает руководитель района одной из актрис  за «За поэтичность женских образов».
После такого призового вступления началась церемония награждения призами имеющими непосредственное отношение к киноконкурсу.
За лучший неигровой фильм  - «ЗА ЧЕМ ПОЙДЕШЬ, ТО И НАЙДЕШЬ…», режиссёр Марина Чувайлова, Россия
За лучший игровой фильм - «ПОСЛЕДНЯЯ «МИЛАЯ БОЛГАРИЯ», режиссёр-постановщик Алексей Федорченко, Россия
За лучшую режиссуру - Алексей Федорченко режиссёр-постановщик фильма «ПОСЛЕДНЯЯ «МИЛАЯ БОЛГАРИЯ», Россия
За лучший сценарий-экранизацию - «ЭСАВ», по одноимённому роману Меира Шалева (Израиль), режиссер-постановщик Павел  Лунгин, Россия
Приз имени Андрея Петрова за лучшую музыку к фильму - Матти Бюе (Швеция), композитор фильма «ТУВЕ», режиссёр Зайда Бергрот, Финляндия, Швеция
Приз имени Андрея Москвина за лучшую операторскую работу - Расмус Видебеку (Дания), оператор фильма «УГОНЯЯ ЛОШАДЕЙ», режиссёр-постановщик Ханс Петтер Муланд, Норвегия, Швеция, Дания
За лучшую мужскую роль - Айтал Степанов, фильм «РЯДОВОЙ ЧЭЭРИН», режиссёр-постановщик Дмитрий Кольцов, Россия
За лучшую женскую роль приз получили сразу две актрисы:
- Алма Пёйсти, фильм «ТУВЕ», режиссёр Зайда Бергрот, Финляндия, Швеция
- Анастасия Куимовафильм «С_УЧИЛИЩА»,  режиссёр-постановщик Анна Саянная, Россия
 За лучший короткометражный фильм  - анимационный фильм «ХОЗЯЙКА МЕДНОЙ ГОРЫ», режиссер-постановщик Дмитрий Геллер, Россия,
Специальный приз жюри короткого метра - «БЫТЬ ВИКТОРОМ ПЕЛЕВИНЫМ. КЕМ-КЕМ?», режиссер-постановщик Иван Толстой, Россия
Приз читательского жюри – документальный фильм «МОЙ НАБОКОВ», режиссёры В.Самородов, М.Труш, Россия
Приз  зрительских симпатий имени Клары Лучко  -   «ПРО ЛЁЛЮ И МИНЬКУ» , по циклу детских рассказов М.Зощенко  «Про Лёлю и Миньку», режиссёр-постановщик Анна Чернакова, Россия
Специальный приз жюри кинофестиваля - Ирина Евтеева «За уникальное мастерство анимации и особый путь в искусстве кино», режиссеру анимационно-игрового фильма «МЕЛОДИЯ СТРУННОГО ДЕРЕВА», Россия
Диплом жюри короткого метра «За визуально оригинальный и психологически глубокий подход к адаптации прозы» присудить фильму «САМОУБИЙСТВО. В ДВУХ ЧАСТЯХ», по повести В.Набокова «Соглядатай», режиссёр-постановщик Сергей Попов, Россия
В этом году на сцену кинофестиваля вместе с теми, кто делает кино, была возможность подняться и тем, кто о кино пишет. На фестивале появилась новая номинация "Для журналистов пишущих о кино".
Журналисты писали материалы во время фестиваля о фильмах конкурсной программы. Оценивал работы Сергей Шолохов, известный киновед и телеведущий, академик киноакадемии "Ника", обладатель премии "Золотое перо" в номинации "Журналист года".
Сергей вручил награду первому победителю конкурса "Кадр в разрезе"- для журналистов пишущих о кино, журналисту газеты "Гатчинская правда" Юлии Лысанюк за работу «Мой Набоков»: великий выход в бессмертие», по документальному фильму «МОЙ НАБОКОВ», режиссёры Владимир Самородов, Марина Труш, Россия.
Гран-при кинофестиваля «Гранатовый браслет» получил фильм «ОБЩАГА», режиссёр-постановщик Роман Васьянов, Россия.

Фестиваль в новом международном формате состоялся, и  получился не менее обаятельным, чем в предыдущие годы.
- В нас поверили, и мы не обманули ожиданий, - сказал   директор Международного кинофестиваля «Литература и кино» Руслан Тихомиров

3.10.2021